ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЙ ХОЛОДНОГО ОРУЖИЯ

images/image_shpaga.jpg

Шпага, изначально седельный меч с узким лезвием, боевое оружие всадника. Как таковой универсальной шпаги, по сути, не существовало — существует несколько интерпретаций возникновения шпаги. Первая — шпага возникла на основе седельного меча, используемого всадником для нанесения колюще-рубящих ударов. Несмотря на то, что в седельном мече основной акцент также делался на колющих ударах, он сильно отличался от шпаги в нашем современном понимании. Больший вес и размеры самого клинка сильно сдерживали его использование в обычном, пешем бою.

Вторая заключается в том, что в период появления шпаги на арену вышло огнестрельное оружие и вместе с тем актуальность обычного меча, наносящего рубящие удары спала на нет. Меч позволял пробивать тяжелые доспехи, эту же роль на себя взяло огнестрельное оружие, которое было удобнее, мощные и самое главное — позволяло держать дистанцию с противником.

Третья исходит из второй и опирается на тот факт, что изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. С военной все ясно — нанесение преимущественно колющих ударов по противнику, однако сторонники итальянской школы рубки с этим не согласятся, ведь их модификация шпаги могла наносить и рубящие удары, и парирование ударов противника. Гражданская играла совершенно иную роль.

Это изящный аксессуар знатного рода, которые подчеркивал статус своего владельца. К тому же как мы помним со шпагой был связан обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпага ломалась над головой владельца или переламывалась через колено. Но еще до этих громких событий шпага успела сыграть роль по формированию искусства фехтования.

Искусство фехтования длинным клинковым оружием появилось не сразу и скажем довольно сильно различалось в зависимости от страны и школы. Например, немецкая публика делала акцент на рубящих ударах, а итальянская школа, согласно которой действовали принцип главенства колющего удара, лишь намного позднее стала основополагающей.

С технической точки зрения шпага имеет несколько отличительных признаков. Во-первых, из узкого меча от нее остался только длинный узкий клинок, который мог обладать одним или двумя лезвиями, в зависимости от типа заточки. Поздние версии шпаг отличались совершенно другой шестигранной или даже трехгранной формой и могли наносить только колющие удары.

Если вносить классификацию в типа шпаг, то их было несколько. Первая — это тяжелая шпага или меч всадника. Ее характерной особенностью была возможность нанесения рубящих ударов. Что характерно в Европе этот тип шпаги был популярен в кавалерии с XVI по XVII века, но был вытеснен. А в России использовался еще в XVIII веке, даже в пехоте. Вторая — рапира или меч для одежды. Про рапиру можно многое написать и сказать. Основные отличия от тяжелой шпаги — это размеры и вес. Длина рапиры составляла не более 1 метра. Причем лезвие клинка имело двустороннюю заточку, что, в принципе, сохраняло боевые качества рапиры в нанесении рубящих ударов. Однако здесь больше следует говорить о нанесении глубоких порезов или царапин, чем о настоящей рубке. Гарда рапиры зачастую представляла собой произведение искусства и также плотно защищала пальцы владельца от атак противника. Но все же предназначение рапиры не было военным.

По этой же причине ближе к середине, концу XVII под влиянием Франции, в частности школы фехтования стал доминировать третий тип шпаги — малый меч. В связи с еще большим уменьшением относительно рапиры, данный тип шпаги был способен наносить только колющие удары. При этом форма клинка была шестигранной, что в принципе даже в случае заточки клинка не сильно меняло ситуацию. Популярность этого типа шпаги была столь высокой, что, по сути, на ее основе была создана спортивная модификация с трехгранным сечением.

Но история со шпагами на этом не оканчивается, если конечно четко разграничивать ее не как типично кузнечную работу, а именно как работу мастера. Виной всему ориентированность на стильность, красоту оружия и ее изящность. Многие мастера украшали не только гарды шпаг, изображая на них замысловатые узоры цветов или даже эпизоды из барельефов, но и сами клинки. Резные узоры, позолота, чеканка, многочисленные драгоценные камни украшали шпагу.

Сейчас сложно говорить какое впечатление играла красота шпаги на ее владельца, когда ее приходилось забывать, чтобы участвовать на дуэли или защищать ею свою жизнь. Всего в истории отпечаталось несколько известных мастерских холодного оружия — это немецкий Золинген, английский Шеффилд, французский Тир и испанский Толедо, которые изготавливали шпаги не сколько как оружие, сколько как произведение искусства. По мнению экспертов считается, что именно шпаги мастерской Толедо обладали наибольшей упругостью, что позволяло создавать для них согнутые ножны.