ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЙ ХОЛОДНОГО ОРУЖИЯ

images/buckler1.jpg

Отношение современных историков к средневековому боевому искусству неоднозначное. Предметом спора зачастую становятся: систематизация боевых навыков, фехтовальное искусство и бессистемность боя между воинами. В представлении современной культуры Средние века выступают мрачной монотеистической реальностью, где человеческая цивилизация, культура, искусство оказались зажаты в состоянии стагнации.

В таком случае тактика ведения боя кажется громоздкой, бессистемной, резко переходящей в потасовку. Число источников о боевом искусстве средневековой Европы крайне мало, в связи с этим и сформировалось массовое мнение о декадансе боевого искусства в Средние века и в то же время превосходстве азиатского. Ранняя система фехтовального искусства строилась на мече и небольшом щите, называвшегося кулачным (им можно было прикрыть только кулак и запястье). Кулачный щит или баклер можно считать результатом конечной трансформации обычного щита из-за появления крепких металлических доспехов, защищавших почти все тело воина и необходимости парировать удары противника свободной рукой (в конечном итоге баклер стали заменять дагой, разновидностью кинжала).

images/daga_s1.jpg

Мечник с одноручным мечом был уязвим из-за своей свободной левой руки, в которую было крайне необходимо вложить либо щит, либо кинжал. В свою очередь мечник с полуторным или двуручным мечом мог лишь блокировать удары самим клинком, эфесом или гардой, что вкупе сильно сковывало его движения в бою (безусловно, носители фламберга являлись исключением, кривые раны от волнистого клинка фактически всегда приводили к смерти и желающих сражаться с таким воином было предельно мало).

Можно предположить, что особо бесстрашные воины блокировали удары противника наручами, что, впрочем, не лишено смысла. Но такая ситуация скорее была редким исключением, нежели чем часто встречающимся случаем. Во-первых, дешевые кожаные наручи могли спасти владельца только от удара наотмашь широкой стороной клинка или от пореза его острием. В любом другом случае удар клинковым оружием был смертоносным. Во-вторых, более дорогие пластинчатые наручи могли защитить только от скользящего удара. Соответственно, латные или цельнометаллические наручи защищали от клинкового оружия. Но их стоимость и стоимость щита для малообеспеченного воина были практически соизмеримы.

Латные наручи чаще всего носили в составе доспеха благородные воины (рыцари из дворянского сословия). Крестьянам такая роскошь была не по карману, да и их задача на поле боя сводилась к принятию на себя вражеской конной кавалерии, пока местные рыцари подготовятся к атаке. Обеспеченные воины могли позволить себе купить и щит, и неполные или полные доспехи, и хороший меч.

Популярность наручей (и баклера тоже) пришла в Европу, как ни странно, с Ближнего Востока, где наручи покрывали не только расстояние от ладони до локтя, а всю руку целиком (занимательно, что ближневосточный баклер оснащался острыми шипами и становился равноценным оружием). Таким же образом, защищали свою левую руку японские воины, надевая на нее кольчужные наручи, с разнообразными металлическими вставками (забавный факт, японские наручи назывались котэ). Популярность баклера была связана с его размерами и удобством использования. Многие воины, обладавшие основным двуручным оружием, носили с собой баклер, чтобы иметь возможность защититься от атак противника. В конечном итоге сыграл малый размер баклера (в диаметре до 40 см) и малый вес. Таскать с собой и двуручное оружие (например алебарду) и щит на спине было непосильной задачей для воина.